"Воздушное" погребение в Тибете
Целью воздушного погребения является, грубо говоря, оперативная доставка на небеса души усопшего. Доставку эту обеспечивают специальные птицы - Тибетские Кондоры.
Существует предположение о том, что самым ранним способом погребения было простое воздушное. Совершается оно либо на поверхности земли, либо путём размещения тела над землёй. Такой способ отправления усопшего в мир теней широко использовался и у славян, и у народов Сибири и Северной Америки. Древние зороастрийцы Персии использовали способ воздушного погребения, полагая, что нельзя допускать осквернения трупами священных стихий – огня, земли или воды. По зороастрийской традиции совершались воздушные погребения в «башнях тишины», представляющих собой обнесённый стеной помост под открытым небом, чтобы стервятники могли быстро уничтожить мягкую плоть. Нередко воздушное или, как его ещё называют, небесное погребение сочетается с другими способами в рамках одной культуры.
Наряду с огненным и водным, воздушное погребение по сей день практикуется в Тибете. Небесное погребение звучит по-тибетски как «джха-тор», что означает «раздача милостыни птицам». Согласно тибетским верованиям, душа покидает тело в момент смерти, а человек на всех этапах жизни должен стараться приносить пользу, поэтому мёртвое тело скармливается птицам, что представляется как последнее проявление благотворительности.
Когда тибетец умирает, его тело устанавливают в сидячее положение, в котором оно находится в течение 24 часов. В это время лама читает молитвы из тибетской Книги мёртвых – Бардо Тёдол. Молитвы способствуют продвижению души через 49 уровней бардо – состояния между смертью и следующим возрождением. Спустя трое суток после смерти тело покойного доставляют к месту погребения. В Тибете более тысячи специальных площадок для небесного погребения, крупнейшая из которых находится на территории монастыря Дригунг Тил.
Тело доставляется к месту без праздничных катафалков и шествий. Потому как покойнику это без надобности – он уже за пределами бардо тыняется. Распаковав тело, его привязывают к колышку и делают надрезы, чтобы птицам было удобнее клевать.
Проводящие ритуал люди называются «рогьяпы». Пока они совершают приготовления тушки к употреблению, птицы терпеливо ждут чуть поодаль и не мешают…
Потом уже рогьяпы не нервно, а вполне себе спокойно курят в сторонке и не мешают птичкам трапезничать.
Ждать долго не приходится – вскоре на земле остаются лишь мелкие косточки и то, что в глотку не пролезло.
Крупные кости таза и ног, а также череп с частью позвоночника подбирают рогьяпы. Мозг извлекают из черепа, кости перемалываются, и всё это смешиваются с ячменной мукой или ещё какой пищей. А ещё из костей черепа делают аутентичные тантрические чётки, а из берцовой кости – трубу для сзывания голодных духов во время ритуала Чод.
Пока рогьяпы готовят из костей и мозга десерт, птицы снова ждут в сторонке продолжения банкета. Затем подходят и съедают всё подчистую. И улетают…
Тибетцы убеждены, что каждый человек хотя бы раз должен увидеть обряд небесного погребения, чтобы прочувствовать и осознать мимолётность и иллюзорность физической жизни.
Ссылка: http://maxpark.com/community/4730/content/1667530
Автор: Михаил Фоминых